Содержание
В силу различных обстоятельств люди сталкиваются с органическими поражениями головного мозга. Это может быть последствие ишемического инсульта, врожденное или приобретенное ДЦП или любая другая проблема, приводящая к потере контроля над собственным телом.
Бобат-терапия – это комплекс упражнений, позволяющий вернуть пациенту двигательную активность и навыки самообслуживания, снизить мышечные спазмы и напряжение, болезненность.
Краткая история
Авторы методики – супружеская пара Карл и Берта Бобат. Берта Бобат была физиотерапевтом, а Карл Бобат нейрофизиологом.
В 1943 году на основании рабочего опыта Берта Бобат сделала вывод, что спастические состояния детей с ДЦП могут полностью проходить или становиться менее выраженными после принятия определенных поз или выполнения определенных движений.
Исследуя такую закономерность, Карл Бобат научно обосновал выводы супруги, что положило начало создания комплекса упражнений, применяемых по всему миру для нейродинамической реабилитации пациентов с нарушением центральной нервной системы.
Суть методики
Терапия по методу Бобат не является ЛФК в привычном понимании. Это не просто комплекс упражнений. В некоторых случаях, например, при ДЦП упражнения становятся частью быта.
При наблюдении за больными с повреждениями ЦНС было выявлено, что за движение или нахождение в станичной позе отвечают вовсе не мышцы, а мозг. Т.е., при терапии Бобат тренируется не столько тело, сколько мозг пациента.
Задача врача-терапевта – помочь пациенту ощутить движение, вспомнить его, и перевести в сферу направленного осознанного действия. Каждое упражнение подбирается врачом индивидуально. Терапевт контролирует процесс его выполнения, поправляет и направляет, добиваясь максимальной независимости со стороны пациента.
Стимулирование нормальной двигательной активности позволяет избежать контрактур и деформаций, других опасных осложнений при поражениях головного мозга.
Идеальным результатом является восстановление утерянных навыков, адаптация пациента к окружающей среде, его возврат в социум.
Цели проведения
Проведение Бобат-терапии ориентировано на достижение следующих целей:
-
Стимуляция. Работа должна проводиться до получения желаемого результата. Занятие включает в себе игры, элементы обслуживания, которые постепенно переходят в бытовое самообслуживание.
-
Торможение (ингибиция). Патологические движения, позы и рефлексы постепенно устраняются.
-
Замещение. Неправильные движения заменяются правильными. Сперва пациент выполняет растяжки с целью устранения мышечного напряжения и спазмов. Затем врач двигает части тела пациента в правильном ритме и направлении. Постепенно тело запоминает верное движение и в дальнейшем автоматически использует его.
В процессе работы терапевт использует мануальные техники. Упражнения выполняются на мате или специальном столе. Например, «Кинезо Эксперт».
Со временем, при должном усердии, пациент учится самостоятельно контролировать мышечный тонус, выполнять движения по психомоторному стереотипу, правильно чередовать навыки напряжения и расслабления мышц.
В каких областях применяется
Бобат-терапия применяется в комплексе с лечением следующих болезней:
-
последствия инсультов, например, нарушение координации, движения и равновесия;
-
ДЦП любой степени тяжести;
-
последствия родовых травм младенца, в том числе тяжелых, при которых ребенок потерял контроль над телом;
-
патологии развития позвоночного канала;
-
нарушения моторики;
-
сколиоз;
-
последствия заболеваний, проявляющихся в воспалении мозга;
-
рассеянный склероз.
Метод позволяет снять мышечный спазм и вызванную им боль, повысить качество двигательной активности.
Противопоказания Бобат-терапии
Несмотря на широкий спектр применения, терапия имеет несколько противопоказаний:
-
тяжелая форма эпилепсии;
-
любая из форм шизофрении;
-
выраженные судороги;
-
перенесенная недавно операция.
При острой форме хронических заболеваний, ОРЗ, ОРВИ, что сопровождаются лихорадкой, занятие рекомендовано перенести.
Основные положения методики
Система лечения по рассматриваемой методике предполагает постепенную адаптацию пациента к обычной жизни и устранение спазмолитических проявлений.
Занятие построено на следующих принципах:
-
Регулярность. Упражнения должны выполняться на регулярной основе ежедневно, круглогодично.
-
Индивидуальность. Реабилитационный план разрабатывается индивидуально для каждого пациента, в зависимости от потребностей и характера патологии.
-
Безболезненность. Упражнения не должны доставлять дискомфорт. Любые болевые ощущения – это сигнал организма о наличии нарушений. Игнорировать их нельзя.
-
Ранее начало лечения. Своевременное начало терапии позволяет избежать опасных осложнений и прогрессирования заболеваний. Особенно актуально для детей с патологиями развития и ДЦП. Однако, помня о противопоказаниях, перед началом занятий следует проконсультироваться с врачом.
-
Разнообразие упражнений. Бобат-терапия разрабатывается с учетом физических возможностей пациента с постепенным увеличением нагрузки. Благодаря комплексному подходу, при котором прорабатываются все группы мышц, лечение и реабилитация наступают быстрее.
-
Постоянный контроль. Специалист следит за корректным выполнением упражнений, мотивирует и поддерживает пациента. При неправильном выполнении желаемый результат достигнут не будет.
Занятия происходят под наблюдением врача с привлечением родителей ребенка или лиц, осуществляющих уход за больным. Это необходимо для самостоятельной домашней проработки мышц и закрепления результата.
Реабилитация после инсульта с применением техники Бобат
Упражнения направлены на снижение мышечного перенапряжения. Основной задачей курса является растяжение мышц-разгибателей и их укрепление с целью возвращения к ним чувствительности. Постепенно функции мышц восстанавливаются, и пациент возвращает контроль над управлением тела.
После проведения курса реабилитации у взрослых наблюдаются следующие эффекты:
-
полное или частичное восстановление навыков самообслуживания;
-
исчезают непроизвольные движения;
-
мышцы начинают работать правильно, движения конечностями выполняются корректно.
Реабилитация после инсульта по методике Бобат позволяет восстановить проводимость нервных клеток. Постепенно к пациенту повращается способность совершать движения осознанно, восстановить моторику и двигательную активность.
Особенности проведения Бобат-терапии для детей
Если нет противопоказаний, то проведение Бобат-терапии возможно в любом возрасте, даже грудничкам. Чем раньше было начато лечение, тем эффективнее будет результат. Мозг ребенка быстро адаптируется к изменениям и еще нет устойчивой мышечной памяти. Благодаря этому первые результаты терапии заметны почти сразу.
Занятия с детьми проводится в игровой форме. Детям интересно все щупать, проверять на прочность, изучать. Чем больше предметов удается задействовать, тем больше участков головного мозга активизируется. В процессе улучшается моторика и повышается уровень интеллекта ребенка.
При лечении детей с ДЦП Бобат-терапия обучает навыкам ухода за собой, развивает полезные бытовые привычки, снимает мышечные спазмы, успокаивает ЦНС.
Проведение Бобат-терапии для детей имеет ряд преимуществ:
-
отсутствие побочных эффектов;
-
отсутствие медикаментозной нагрузки на организм;
-
стабильность достигнутых результатов;
-
безопасность;
-
заинтересованность ребенка.
Для детей с ДЦП Бобат-терапия – это не курс лечения или занятия на период реабилитации. Упражнения становятся частью повседневной жизни. Уже через месяц занятий родители отмечают положительные результаты. Но для достижения поставленных задач требуется регулярность выполнения упражнений.
Методики проведения
Дети до года
Если у ребенка до года наблюдается отставание в развитии, он не переворачивается на животик или не присаживается, например, то будут использованы следующие базовые упражнения, подобранные в соответствии с возрастом юного пациента:
-
Разгибание конечностей в положении лежа.
-
Стимуляция переворачивания.
-
Поднятие головы ребенком, лежа на животе. Под грудь малыша подкладывается валик. Упражнение выполняется на согнутых руках. В процессе выполнения руки вытягиваются вперед, затем встряхиваются и покачиваются.
-
Стимуляция ползания. Специалист ставит руки и ноги ребенка в нужное положение, затем перемещает их в правильной последовательности, не допуская осуществления ребенком промежуточных лишних движений.
-
Отработка смены сидячего положения на стоячее.
-
Обучение навыку правильной посадки. Между бедрами ребенка устанавливается валик. Врач придерживает ребенка за руки и вынуждает присесть без заваливания набок.
После освоения базовых упражнений при достижении соответствующего возраста нагрузка увеличивается. Следующий этап направлен на укрепление вертикальной стойкости и навыков ходьбы.
Общие рекомендации упражнений при ДЦП
Базовые упражнения направлены на устранение мышечных спазмов. Упражнения не должны вызывать боль или дискомфорт пациента. Все движения должны быть мягкими и плавными, с применением минимального внешнего воздействия.
Комплекс начинается с того, что ребенок ложится на спину. При работе с верхними конечностями возможно положение сидя. После выбора исходного положения последовательно выполняются следующие упражнения:
-
Расслабление мышц пальцев и кисти. Для этого большой палец парализованной руки перемещается в направлении наружной части кисти. В таком положении он удерживается до 3 минут. Не прикасаясь к ладони пациента, аккуратно и плавно разгибаются остальные пальцы. Врач придерживает их за кончики. Без перемены положения большого пальца врач проводит сгибательные и разгибательные движения кисти пациента, отводит ее в сторону.
-
Мышечная релаксация плеча и руки. Удерживая большой палец в отведенном состоянии врач проводит сгибание плеча под максимальным углом. При этом рука пациента выводится вперед и фиксируется в таком положении на несколько минут до снятия мышечного спазма.
-
Растягивание лопаток. Большой палец руки пациента находится в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Предплечье отводится наружу максимально, затем отводится в сторону рука. Далее плечо сгибается на 75о. При этом руку тянут вперед и отводят в сторону.
-
Положение отдыха. Упражнение выполняется, если пациенту удалось достичь максимального расслабления. Если ребенок сидит, то рука ложится на противоположное колено. Если лежит, то руку кладут на грудь и растягивают плечо. Пациент может помогать себе другой рукой.
-
Расслабление мышц ноги. Для этого большой палец парализованной ноги оттягивается вверх. В этом положении палец удерживается до тех пор, пока спазмированная нога не расслабится. После этого одной рукой врач надавливает на коленный сустав, а другой рукой тянет стопу вверх, потом вниз. Затем ноги максимально выпрямляются, стопа при этом должна быть согнута. В завершении упражнения врач надавливает на внутреннюю сторону колена с одновременным вытягиванием ноги.
-
Ротация бедра. Медленно, без резких движений, колено отклоняется на максимальный угол. При этом большой палец ноги отведен вверх и удерживается врачом, а другой рукой врач надавливает на колено и задает направление движения сустава.
-
Сгибание и разгибание голеностопа. Одной рукой врач удерживает отведенный вверх большой палец ноги ребенка, другой рукой помогает ему совершать стопой сгибательные и разгибательные движения с паузами и фиксацией положения.
При выполнении базовых упражнение нельзя торопиться. Все движения должны быть медленными и плавными. Для достижения стойкого результата комплекс нужно выполнять каждый день. В процессе допустимы перерывы, если ребенок устал.
Для удержания нужного положения тела ребенком возможно использование специальных ортопедических приспособлений. Например, специальных столов.
В линейке производимого оборудования компанией «Мадин» имеются столы для Бобат-терапии «Кинезо Эксперт». В базовую комплектацию входят электропровод, газовые амортизаторы и регулирующие высоту ножки.
Столы «Кинезо Эксперт» применяются не только при проведении комплекса упражнений по системе Бобат, но в мануальной терапии, кинезотерапии, Войта-терапии, ЛФК.