Лечение СДВГ
СТАТЬИ
17.10.2023

Лечение СДВГ

Содержание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – расстройство развития, которое проявляется, преимущественно, в детском возрасте. Актуальность проблемы заключается в том, что в педиатрии частота диагностирования СДВГ составляет 2 – 18%. Согласно статистике у мальчиков встречается в три раза чаще, нежели у девочек.

Заболевание никак не сказывается на интеллектуальных способностях ребенка. Но сильно мешает учебе. Такие дети не могут долго концентрироваться на одной задаче, у них может наблюдаться девиантное поведение.

Если заболевание не было выявлено в детском возрасте, то оно может перейти во взрослую форму.

Сложность диагностики заключается в том, что проявление симптомов может списываться на особенности характера ребенка и условия его проживания. Некоторые специалисты вообще считают СДВГ «вымышленной» патологией и не диагностируют его.

Причины развития СДВГ у детей

На сегодняшний день не установлено точной причины возникновения патологии. В ходе исследований учеными было выявлено, что у людей с СДВГ некоторые части мозга работают не так, как должны.

Нарушения были зафиксированы в лобной доле, задней и префронтальной теменной коре. Эти участки отвечают за движение, речь, планирование, внимание, контроль эмоций и поведения, неприемлемые реакции.

Такие дети не могут контролировать свое поведение в силу особенностей работы поврежденных участков мозга.

Все причины, приводящие к изменениям в работе мозга, можно разделить на две общие группы: биологические и генетические.

Биологические причины – это те, которые могли оказать влияние при внутриутробном развитии плода, после родоразрешения и в первые годы жизни.

К проблемам в периоды гестации относятся:

  • неполноценное питание матери;

  • употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ;

  • отравление токсинами;

  • инфекции;

  • прием некоторых лекарственных средств;

  • резус-конфликт;

  • угроза прерывания беременности;

  • хронические заболевания.

При родоразрешении ситуациями, повышающими риск возникновения СДВГ у ребенка, являются:

  • стимуляция родовой деятельности;

  • кесарево, отравление наркозом;

  • преждевременные или скоротечные роды;

  • гипоксия плода;

  • родовые травмы (неправильное предложение, обвитие пуповиной, травма позвоночника, кровоизлияние в мозг);

  • недоношенность;

  • недостаточный вес ребенка.

К СДВГ в первые годы жизни могут привести:

  • дефицит эссенциальных микроэлементов;

  • высокая температура у младенца и прием сильнодействующих лекарств (например, при пневмонии);

  • врожденные патологии – астма, заболевания почек, сердца, сахарный диабет.

Одна из самых распространенных причин возникновения патологии – наследственность. Было установлено, что если в семейном анамнезе присутствуют сведения о наличии патологии у ближайших родственников, то с вероятностью в 76% она проявится и у ребенка.

Детям передаются генные мутации, отвечающие за обмен нейромедиаторов – дофамина и норадреналина. Эти вещества отвечают за передачу сигналов между нейронами (клетками мозга). При нарушении такого «общения» проявляются характерные признаки СДВГ.

Факторы риска СДВГ

Первопричиной развития патологии является нарушение работы мозга. При наличии усугубляющих факторов проявление болезни может усилиться.

Так, к развитию симптомов может привести недостаток веществ, который нужен для полноценной работы мозга. Это Омега-3, магний, железо, витамины группы В, С, цинк, Д, Е.

Привести к яркому проявлению СДВГ может критика, ругань и осуждение со стороны взрослых. Родители не учат детей справляться со своими импульсами, ругая за проявление несдержанности. У таких детей снижается самооценка, пропадает мотивация что-либо исправлять, они отказываются обсуждать свои проблемы со взрослыми. В некоторых случаях может развиться обратная реакция. Ребенок становится агрессивным, неуправляемым, чрезмерно раздражительным.

Частыми причинами, усугубляющими течение СДВГ, являются неблагоприятные социальные факторы. Они могут проявляться во внутрисемейных конфликтах, нахождении в окружении агрессивных людей, практика физического наказания, алкоголизм в семье. Такие ситуации стирают грань в понимании ребенка между «хорошо» и «плохо». Ребенок, копируя поведение взрослых, будет считать нормальным решать конфликтные ситуации силой, задираться к сверстникам и проявлять другие признаки девиантного поведения.

Основные симптомы СДВГ

Гиперактивность

Такой ребенок не может долго усидеть на месте. Он все-время бегает, прыгает, носится без причины, шумит и много разговаривает. На уроках срывает дисциплину, крутится, вертится, может встать посреди урока или подложить под себя ногу.

В зависимости от типа гиперактивности она может быть ситуативной или устойчивой. Ситуативная проявляется в определенной ситуации, например, у любимого родственника или в школе. При устойчивой такое поведение наблюдается всегда.

Синдром дефицита внимания

Одно из основных проявлений СДВГ. Такие дети не могут концентрироваться на одной задаче. Они постоянно отвлекаются на еду, туалет, игрушки и др. Не могут спокойно выполнять домашнее задание и полноценно присутствовать на уроке. Их вещи раскиданы, перемещаются с места на место, но не убираются. На уроке могут игнорировать учителя, взгляд блуждает и отстранен, будто бы не слышат обращения.

Импульсивность

Слабый самоконтроль преобладает над другими качествами. Такие дети подвержены раздражительности, резкому перепаду настроения, своеволию.

Они часто совершают проступки, не задумываясь о последствия. Действуют импульсивно. Очень уязвимы к неудачам, бывают гиперчувствительными.

Расстройства нервной системы

СДВГ часто сопровождается другими патологиями со стороны нервной системы. Такие дети могут наблюдаться у невропатологов по следующим симптомам: нарушение сна, слабая мелкая моторика, невозможность ходить по прямой линии, несогласованность действий, неуклюжесть, неадекватные движения телом, ковыряние в носу, сосание пальца и др.

Трудности с обучением

Несмотря на отсутствие отставания в развитии, учиться таким детям крайне сложно. Плохие успехи связаны с вышеописанными симптомами. Чем выше уровень интеллекта, тем быстрее преодолеваются проблемы с учебой.

Особенности проявления СДВГ в различные периоды жизни

В зависимости от возраста пациента симптомы заболевания имеют отличительные особенности.

Дошкольный возраст

Первые проявления болезни отмечаются в возрасте 3 – 7 лет.

У детей наблюдается гиперактивность и импульсивность. Гиперактивность выражается в невозможности усидеть на месте, задавании огромного количества вопросов. Импульсивность проявляется в несдержанности, вымешивании разговор, необдуманных поступках. Импульсивность также может проявляться в бесшабашности, когда ребенок подвергает риску травматизации себя и окружающих. Игры, зачастую, носят разрушительный характер.

Гиперактивные дети плохо слушаются взрослых, неаккуратны, ломают игрушки, портят вещи. Могут отставать в развитии речи и проявлять агрессию.

Школьный возраст

При поступлении в школу проблемы с образовательным процессом усугубляются.

Как правило, наблюдаются трудности в формировании навыков письма, чтения, счета, логического мышления. При этом интеллектуальные способности такого ребенка находятся в пределах возрастной нормы.

Пациенты с СДВГ не могут на уроке сконцентрироваться на задаче либо быстро переключиться на другой вид деятельности. Наблюдаются трудности в выполнении упражнения, организации работы дома, выполнении домашнего задания. По ходу выполнения задания ребенок может отвлечься и забыть условия его выполнения. Также возникают проблемы с применением полученной информации на практике.

Патология сопровождается проблемами во взаимоотношениях с учителями, педагогами, родителями и другими членами семьи. Ребенок быстро становится нежелательным в коллективе сверстников, так как берет чужие вещи, задирается, проявляет вспыльчивость, непредсказуемость.

Сталкиваясь с такими проблемами, ребенок с СДВГ часто выбирает роль классного «шута». Ему кажется, что если он будет вести себя глупо, то дети начнут с ним дружить. Его часто вызывают к директору за срывы занятий.

В целом поведение школьника оценивается как «незрелость» и не соответствие возрасту. Такие дети лучше находят общий язык со сверстниками со схожими проблемами или детьми младшего возраста.

Постепенно начинает формироваться низкая самооценка.

Подростковый возраст

У 50 – 80% пациентов с СДВГ продолжают наблюдаться импульсивность и нарушение внимания. Подростки не могут организовать свободное время, вследствие чего начатые дела не завершаются. При это они сталкиваются с чувством внутреннего беспокойства и суетливостью. Для таких пациентов характерны безответственность, несамостоятельность, низкая успеваемость в школе.

Со временем проблемы со взаимопониманием с окружающими усугубляются. Подросток проявляет неподчинение не только родителям и старшим, но и представителям администрации, власти. Могут быть втянуты в подростковые группировки, совершающие правонарушения. Склонны к употреблению алкоголя и наркотиков.

Если детей с СДВГ не лечить, то во взрослой жизни им приходится трудно. Большая часть детей-бомжат – это пациенты с СДВГ, которые сбегают из-под родительской опеки по различным причинам. Отвлекаемость, невнимательность и поведенческие нарушения становятся препятствием для самореализации.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

При своевременном начале лечения и постановке корректного диагноза в большинстве случаев прогноз благоприятный. К подростковому возрасту часть симптомов регрессирует. По мере роста нарушения в медиаторной системе мозга компенсируются. Если же заболевание сопровождается другими патологиями (например, психопатология у матери, психические расстройства у ребенка), то прогноз неблагоприятный.

Наибольшего эффекта удается достичь при комплексном лечении.

Психотерапевтические методики

Работа проводится не только с ребенком, но и с его родителями (опекунами) в доступной для детей форме – игровой.

Ребенка учат контролировать свои действия и эмоции, а родителей – помогать ему в этом. Для улучшения результатов может быть принята система поощрений.

При работе с ребенком специалист в игровой форме обучает фокусированию внимания и самоконтролю, проводит терапевтические беседы. Если пациент взрослый, то врач обучит приемам и упражнениям, позволяющим улучшить его состояние.

Агрессия со стороны учителя или воспитателя может свести на нет все усилия родителей и психотерапевта. Поэтому родителям нужно провести беседу с педагогами и порекомендовать способы воздействия на ребенка. В противном случае имеется риск сохранения симптомов СДВГ во взрослой жизни.

При необходимости ребенка переводят в специальное учебное заведение, где персонал имеет требуемую квалификацию. Полезным станет и обращение к репетиторам. В данном случае ребенку будет легче усвоить учебную программу и не отставать от сверстников в учебе.

Медикаментозная терапия

В России принято лечить СДВГ препаратами ноотропного ряда. Они оказывают стимулирующее воздействие на недостаточно сформированные когнитивные функции. Эти препараты способствуют созреванию регуляторных и тормозных систем мозга, благоприятно влияют на обменные процессы в ЦНС.

При длительном лечении СДВГ хорошо себя зарекомендовали препараты на основе гопантеновой кислоты. Первые положительные изменения наблюдаются спустя 2 месяца, через 4 – 6 месяцев приема действие препарата усиливается.

Еще одним важным направлением медикаментозного лечения детей с СДВГ является включение в рацион витаминов, витаминоподобных веществ, макро- и микроэлементов.

У 70% пациентов отмечается дефицит магния. Он отвечает за баланс процессов торможения и возбуждения ЦНС. При лечении СДВГ применяются органические соли магния. К таким относятся цитрат, пидолат, лактат. Они обладают высокой биодоступностью и отсутствием побочных эффектов, что крайне важно при терапии детей.

При терапии дефицита магния более высокими показателями эффективности обладают комбинированные препараты с витамином В6. Он улучшает всасываемость магния кишечником, увеличивает концентрацию магния в эритроцитах и плазме, снижает количество выводимого магния из организма.

Длительное использование препаратов магния с витамином В6 (1 – 6 месяцев) уменьшает проявления СДВГ. У пациентов отмечается снижение уровня тревожности, повышение точности и концентрации внимания, снижение количества ошибок при выполнении задания, устраняется гиперактивность. Также улучшаются показатели ЭЭГ.

Детям на период обучения целесообразно произвести коррекцию питания. Высокая концентрация магния содержится в орехах, свежей зелени (перо лука, петрушка, укроп). При заморозке и термической обработке концентрация магния снижается не сильно, однако, существенно падает его биодоступность.

Физиотерапия и массаж

Микротоковая стимулирующая терапия снижает выраженность гиперактивности у детей, устраняет раздражительность, перепады настроения и другие признаки СДВГ.

Транскраниальная микротоковая стимуляция мозга (ТМС) влияет на синтез гормонов (холина) и нейромедиаторов (эндорфинов), которые оказывают воздействие на регуляцию умственной и физической активности.

Из физиотерапевтических методов также применяются:

  • электросон;

  • ультрафиолетовое облучение;

  • электрофорез позвоночника и шейного отдела с применением спазмолитика по методике Ратнера;

  • кинезиотерапия;

  • тепловые процедуры;

  • акупунктура.

Пациентам могут быть назначены упражнения в воде, ванны с травяными отварами и настоями.

Стимуляция активных точек в процессе массажа способствует мышечному расслаблению и усилению эффективности других используемых методик лечения.

Адаптация

Аудиовизуальный комплекс «НейроОптима»Один из лучших методов лечения СДВГ – спортивные тренировки с жесткими рамками дисциплины. Например, борьба, балет, гимнастика.

Сложные двигательные навыки положительно влияют на развитие моторики, оценку последствий своих действий, обучают исправлять ошибки, улучшают мышечную координацию. Дети начинают ощущать время.

Хорошо стимулируют когнитивные способности мозга аэробные упражнения. Дыхательная гимнастика помогает развить мышление и сформировать новые стратегии действия, поведения.

Для адаптивной нейростимуляции нами был разработан аудиовизуальный комплекс «НейроОптима». Устройство предназначено для коррекции психосоматических состояний различной этиологии.

С помощью шлема производится анализ ритма сердца и нейросигналов. На основе полученных данных формируются индивидуальные звуковые и световые стимулы. Благодаря динамической подстройке возможно целенаправленно модулировать активность отдельных нервных структур, тем самым увеличивая их нейропластичность.

Особенностью устройства является то, что система регулирует состояние пациента и возвращает его к оптимальным индивидуальным параметрам, если его психологическое состояние изменилось.

ЛФК

У больных с СДВГ часто диагностируется нарушение работы мозжечка. ЛФК в данном случае нацелено на стимулирование его активации. В результате у пациентов улучшается координация, внимание, восприятие.

Систематическое выполнение упражнений позволяет добиться стойких результатов.

БОС-терапия

Данный метод позволяет мягко скорректировать неврологические нарушения. Все упражнения выполняются в игровой форме, в процессе которых пациент обучается контролировать поведение и активность.

Подпишитесь на новости

Будьте в курсе последних новостей нашей компании

Ваш e-mail

наверх

Ваше сообщение отправлено
Скоро наши менеджеры
свяжутся с вами.

Вы подписались на рассылку ГК "МАДИН".
Будем отправлять
только полезную информацию!

?>